В этом разделе вы можете проследить историю части в фотографиях и тексте  

В мае 1881 года началось строительство капитального здания – пожарное депо на 2-а отделения. С этого времени надо считать начало организации пожарной команды в существующем здании ПЧ.
Штатная численность 15 человек, том числе брандмейстер(так раньше назывался начальник части), 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и 1 «багровый ход», т.е. повозка, на которой вывозились багры, брезент полог и 2-е лестницы. Повозка под бочками и пожарными насосами представляла из себя обычные крестьянскую телегу или сани. Содержалось 12 лошадей. В первое время, примерно до 1900 года, рядовой состав и брандмейстер жили в дежурном помещении(казарме).
В город разрешалось отлучаться не более одного человека, давалась увольнительная записка. Дежурных караулов в то время не было, служили как солдаты с такими же правами. На каланчу ходили все кроме брандмейстера, старшего трубника и старшего истопника, последние двое дежурили у телефона.
В свободное время до 1922 года особенно процветала среди бойцов картёжная игра, причем играть садились и те кто не хотел или даже не умел играть, т.к. иначе его обязательно бы послали следить на каланче. В 1922 году игра в карты была запрещена.
До 1917 года в казарме(ныне дежурное помещение) проживали и семейные, занимавшие койку и тумбочку, отгороженную пологом или одеялом. Служба была бессменная. В казарме пьянство, разврат, издевательство брандмейстера.
На кухне, где сейчас находится сушилка, нередко происходили драки между женщинами. Детей(как правило до 2-х лет) привязывали верёвочкой к ножке кровати, чтобы не уползли или не оказались на проходе во время тревоги.
Выше приведена запись произведённая со слов ранее служивших в пожарной команде.
Рядовой Марковский служил в пожарной команде с 1890 по 1923 г., рядовой Турцев служил с 1900 по 1925 г.г., старший топорник Гориков Прокопий Павлович служил с 1902 по 1930 г.г.
1 9 2 0 г о д

Личный состав переведён на 2-х сменное дежурство, штат увеличился до 25 человек, дали 3-и жилых дома по улице Куйбышева 69,71,73, в них разместился рядовой состав, провели в эти дома сигнал – электрический звонок, квартиры предоставлялись бесплатно. Лошадей увеличили до 18 шт, бочек водовозок до 8 шт.
1 9 2 3 г о д
Личный состав пожарной команды перевели на 3-х сменное дежурство, штат увеличили до 36 человек, в том числе ввели должность помощника брандмейстера, вооружение осталось без изменений.
Работники пожарной охраны со дня её основания и до 1927г. Не проводили теоретических занятий по усовершенствованию квалификации. Практические занятия сводились к тренировке бойцов и лошадей: быстро запрягать и вставать на ход, чистка сбруи, снаряжение лошадей.
1 9 2 7 г о д
Пожарные повозки и упряжки были переделаны применительно к пожарной команде, на повозках сделали сиденья для кучера и пожарной команды, до этого во время движения обоза пожарные стояли на ногах. Благодаря нововведениям готовность обоза к выходу сократилась с полутора минут до 40 секунд.
1 9 2 8 г о д
построена кирпичная стена отделяющая двор жилого дома УВД и к ней приделан навес. В 1945 г. этот навес был снесён и построен клуб. В последствии в одном конце бывшего клуба были сделаны 3-и квартиры, в другом конце 1-а жилая комната. Так же в 1928г. были выстроены сеновалы и материальный склад.
1 9 3 4 г о д
Получили мотопомпу промышленного типа на 2-х колёсах и на неё в штат ввели одного моториста, однако на пожаре её не применяли из-за некомплекта мотористов в каждую смену. Позже её передали в колонию НКВД.
Здание первой ПЧ строилось под размещение конных ходов и, следовательно учитывалось размещение лошадей для пожарного обоза. С течением времени, по мере внедрения автотранспорта конюшни начали переоборудовать, например, в 1935-1936гг переоборудовали под служебные помещения, где в данное время находятся:
-мастерская ГДЗС,
-жилая комната.
Постепенно расширяются ворота депо для автомобилей.
1 9 3 5 г о д
Получили автонасос ГАЗ-АА, в штат ввели 3-х водителей, 3-х телефонистов, 3-х начальников караула, политрука и счетовода. Общее количество штата довели до 44 человек.
1 9 4 6 г о д
С Варгашинского завода получена ПМЗ-7, в 1947г. была получена вторая ПМЗ-7,в 1950 получена ПМЗ-8.
1 9 5 2 г о д
Получена ПМЗ-17,ПМЗ-13, ПМШ-40 и автотех лестница ЛЕ-32. Все пожарные автомашины полученные до 1949г.были сняты с боевого дежурства.
1 9 5 9 г о д
Были снесены сеновалы и склад, выстроены кирпичные мастерские ДПО и склад.
Штатная численность доведена до 64 человек.

В 90-е годы 20 века зданию пожарной части бал присвоен статус памятника архитектуры 19 века. Поскольку это памятник, то к нему соответствующее отношение и строгие условия содержания. Личному составу одновременно с исполнением служебных обязанностей приходится заниматься непривычным занятием – ремонтно-реставрационными работами. Как иногда шутят пожарные ПЧ-9 «Я работаю в СМУ-9!». Но всё равно каждый работник ПЧ-9 испытывает гордость за свою причастность к историческому прошлому.
Само содержание закреплённых помещений в надлежащем состоянии требует каждодневных усилий и времени.
1 9 9 8 г о д
Была восстановлена в первозданном стиле каланча – гордость пожарной части № 9. До этого времени она неоднократно подвергалась реконструкции, но попытки восстановить её не имели успеха.
Все работы по восстановлению этой реликвии велись по проекту директора архитектурно-реставрационной мастерской Александра Михайловича Быкова. Непосредственно восстановлением здания занималось ТОО «Мастер». В этом же году были проведены работы по оштукатуриванию фасада здания. Вся тонкость этих работ заключалась в том, что реставрацию нужно было проводить в строгом соответствии с архитектурными данными 19 века.
2 0 0 4 г о д
После перевода Пожарной охраны в систему МЧС в этом году был проведён внутренний ремонт части, что придало ей современный вид, но с наружи всё осталось как было в 19 веке.


Территория части
Наша часть
Коллектив части
Герои ПЧ-9
Наш опрос

Hosted by uCoz